Назначение и виды смазки строительных подъемников

При работе вращающихся элементов (валов, осей), опирающихся на подшипники, возникают значительные силы трения. Различают сухое, полусухое, полужидкостное и жидкостное трение. Сухое трение возникает при работе подшипника без смазки; полусухое — при неустановившемся режиме работы и весьма слабой смазке. Большинство подшипников работает в условиях полужидкого трения, при которой большая часть поверхности разделена слоем смазочного материала, но отдельные элементы поверхности соприкасаются. При работе подшипника или трущихся элементов в условиях жидкостного трения трущиеся поверхности разделены между собой тонким слоем масла и это заменяет трение металла о металл трением внутри масляного слоя. При этом коэффициент трения снижается, значительно улучшаются и облегчаются условия работы деталей. Это явление было открыто русским ученым Н. П. Петровым, разработавшим теорию гидродинамической смазки. Сущность гидродинамической смазки состоит в следующем. Между валом (рис. 98) и подшипником имеется зазор, в который подается жидкий смазочный материал (масло). При вращении вала в клиновидный зазор затягивается масло, прилипающее к движущейся поверхности вала. В нижней части зазора появляется клин. Здесь образуется масляная подушка, которая разделяет трущиеся поверхности достаточно толстым слоем смазки и трение становится жидкостным. При этом вал как бы всплывает над поверхностью подшипника и при вращении трущиеся поверхности почти не соприкасаются.
Одновременно масло, которое находится в постоянном движении, интенсивно отводит тепло от трущихся поверхностей.
Для обеспечения масляного клина необходимо, Чтобы в соединении были соответствующие зазоры, трущиеся поверхности имели требуемую чистоту и окружную скорость. В соединение должен быть обеспечен подвод смазочного материала соответствующей вязкости. Эти условия осуществляются только при смазывании зубчатых колес редукторов подъемников при помощи масляных ванн. Однако другие детали, работающие в более неблагоприятных условиях, чем зубчатые колеса, требуют своевременной смазки, при отсутствии которой силы трения в них возрастут в 10—15 раз. Это приводит к форсированному изнашиванию узла, повышенным нагрузкам и быстрому выходу подъемника из строя.

 

Рис. 98. Схема работы подшипника скольжения с масляным клином:
1 — вращающийся вал, 2 — зазор между валом и подшипником, 3 — масляный клин

В механизмах строительных подъемников используют два вида смазочных материалов: жидкие — смазочные масла и мазеподобные, или пластичные, — консистентные смазки.
К маслам, применяемым на подъемниках, относятся автотракторное дистиллят-ное (автол) АС-6 (М6Б), АС-8 (М8Б), АС-10 (М10Б), АК-15, трансформаторное (ГОСТ 982-68), индустриальное (веретенное 2) (ГОСТ 20799-75). Эти масла используют для смазывания зубчатых зацеплений и подшипников редукторов.
Мазеподобные, или консистентные, смазочные материалы применяют для смазывания всех трущихся поверхностей шарниров, болтовых соединений и механизмов за исключением редукторов. К мазеподобным материалам относятся следующие виды: универсальная среднеплавкая — солидол жировой УС-1, УС-2, УС-3 (ГОСТ 1033-73) или синтетический (ГОСТ 4366-76), индустриальная канатная ИК (ГОСТ 5570-69) и графитная УСсА (ГОСТ 3333-55), литолы.
Смазочные материалы должны отвечать следующим основным требованиям: обладать хорошей смазывающей способностью, не застывать при низких температурах, не вызывать коррозии смазываемых деталей и защищать их; не содержать воды и механических примесей; не менять своих, физических и химических свойств при нормальной работе и длительном хранении.
Основные свойства смазочных материалов: вязкость, маслянистость, водостойкость.

Каталог продукции