Производство | Монтаж | Обслуживание    РФ и СНГ     +7 (391) 986-05-06      info@24-kran.ru     Отправить заявку

Трение и изнашивание крановых деталей

    При относительном движении элементов крановых механизмов и узлов, например при качении ходового колеса по рельсу подкранового пути, вращении вала в подшипниковых опорах, скольжении тормозного шкива по фрикционным накладкам при торможении механизма и т. п., между соприкасающимися поверхностями движущихся элементов возникают силы трения. Силы трения зависят от усилия прижатия соприкасающихся поверхностей друг к другу и от значения коэффициента трения трущийся пары FJV = \iN (здесь (х — коэффициент трения). По характеру относительного движения элементов пары трения различают трение покоя и трение движения. Трением покоя называют трение двух тел при их малом относительном перемещении до перехода от состояния покоя к состоянию движения. Силы трения покоя превышают силы трения движения, поэтому при отсутствии движущей силы кран стоит на месте, а при разгоне кранового механизма возникают большие силы сопротивления и повышенные потери на трение.

    В зависимости от значения и направления скорости относительного движения соприкасающихся тел трение движения делят на трение скольжения, трение качения и трение качения с проскальзыванием. С трением скольжения связаны наибольшие потери энергии и износ трущихся пар. Однако в грузоподъемных кранах иногда свойства трения скольжения приобретает положительное значение, например в тормозных устройствах, где силы трения скольжения позволяют быстро и надежно останавливать движущийся механизм или удерживать в покое поднятый груз.

    Для создания минимальных сил сопротивления в узлах трения грузоподъемных кранов широко применяют узлы трения качения. Такими узлами являются, например, подшипники качения валов редукторов, осей блоков и грузовых барабанов, букс ходовых колес. Трение качения с проскальзыванием характерно для цилиндрических и конических передач редукторов крановых механизмов.

    При относительном движении элементов пар трения крановых механизмов благодаря действию сил трения происходит взаимное разрушение взаимодействующих поверхностей. Существует несколько разновидностей такого разрушения (изнашивания), которые регламентирует ГОСТ 23002—78. В узлах трения мостовых электрических кранов встречаются: механическое изнашивание — при воздействии абразивных частиц в виде пыли, попадающей в зону контакта трущихся элементов; изнашивание при заедании — схватывание элементов пар трения, например зубчатых колес при недостаточном смазывании и повышенной нагрузке; коррозионио-механическое — вследствие окисления поверхностей трения и их изнашивании при относительно малых перемещениях элементов пар трения.

    В результате изнашивания трущихся пар происходит отделение частиц износа и. как следствие, изменение первоначальных размеров трущихся деталей. Процесс изнашивания характеризуется скоростью и интенсивностью изнашивания. Скорость изнашивания оценивается отношением количества продуктов износа ко времени, в течение которого они образовались. Интенсивность изнашивания характеризуется отношением количества продуктов износа к пути трения или к работе, затраченной на отделение продуктов износа. Свойство материалов пар трения оказывать сопротивление изнашиванию называют износостойкостью.

    При эксплуатации грузоподъемных кранов выход из строя деталей крановых механизмов вследствие изнашивания встречается чаще, чем поломка. С изнашиванием подвижных элементов крана связаны значительные материальные затраты на ремонт и убытки от простоя кранов. Внезапный выход из строя крановых механизмов можно предупредить, если машинист знает физическую природу изнашивания трущихся деталей, средства и методы борьбы с изнашиванием и правила технического обслуживания крана. Одним из наиболее эффективных способов борьбы с изнашиванием является смазывание трущихся поверхностей.

Каталог продукции