Безопасная эксплуатация грузоподъемных кранов 

    Грузоподъемные машины при неправильной эксплуатации или вследствие упущений, допущенных в процессе изготовления, могут представлять опасность для обслуживающего персонала и для лиц, находящихся в зоне их действия, поэтому в целях обеспечения безопасности разработка, изготовление и эксплуатация грузоподъемных машин строго регламентирована правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. Эти правила распространяются на краны всех типов, грузовые тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления, ручные и электрические тали, лебедки, предназначенные для подъема груза и людей, сменные грузозахватные органы (крюк, грейфер, грузоподъемный электромагнит и т. п.) и приспособления (стропы, клещи, траверсы и т.п.), тару.

    Грузоподъемными машинами требует современного и качественного контроля за соблюдением действующих норм и правил по технике безопасности. В этих нормах и правилах, а также в инструкциях Госгортехнадзора изложены требования, подлежащие выполнению в процессе проектирования и эксплуатации грузоподъемных машин.
Проектирование, изготовление и эксплуатация грузоподъемных кранов подконтрольны Госгортехнадзору РФ и должны соответствои.111 «Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» (ПБ 10 - 382-00), которые распространяются на:

  • грузоподъемные краны всех типов, включая мостовые краны штабелеры с машинным приводом;
  • грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;
  • краны-экскаваторы, предназначенные для работы с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом;
  • электрические тали;
  • подъемники крановые;
  • грузозахватные органы (крюки, грейферы, грузоподъемные электромагнитные, клещевые захваты и т.п.);
  • грузозахватные приспособления (стропы, захваты, траверсы и т.п,);
  • тару, за исключением специальной, применяемой в металлургичес­ком производстве (ковши, мульды, изложницы и т.п.), а также и
  • морских и речных портах, требования к которой устанавливаются
  • отраслевыми правилами или нормами.

     Основой безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов являются систематические обследования (проверки) состояния промышленном безопасности при эксплуатации подъемных сооружений. Обследованию подвергается в целом все предприятие или отдельные его участки (цехи), при этом каждое подъемное сооружение, кроме кранов мостового типа и лифтов, должно быть осмотрено не реже 1 раза в 3 года.

    Государственному надзору в обязательном порядке подлежат регистрируемые подъемные сооружения. При наличии на предприятии надлежащего надзора за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов осмотр кранов мостового типа может проводится в выборочном порядок, однако каждый кран должен быть осмотрен не реже 1 раза в 5 лет.
Практикой государственной надзорной деятельности предусматривается 3 вида обследования: оперативное, целевое и комплексное.

    Оперативное обследование является основной формой контрольно-практической работы инспектора Госгортехнадзора РФ. Непосредствен­но на рабочих местах инспектор обязан выборочно поверять знание обслуживающим персоналом инструкций, выявить имеющиеся нарушения правил и выдать соответствующие предписания об их устранении. В случаях нарушений инструкций и правил, которые могут привести к Париям или несчастным случаям, эксплуатация подъемных сооруже­ний должна быть запрещена. Разрешение на возобновление работ выда­ется инспектором только после устранения нарушений, которые яви­лись причиной запрещения работ.

    Целевое обследование проводится для углубленного изучения отдельных вопросов безопасности, включая техническую документацию. Наря­ду с проверкой технического состояния подъемных сооружений проверя­ется работа подразделений и служб предприятия, принимаются меры к устранению нарушений норм и правил производственной безопасности. Комплексное обследование предусматривает детальную проверку состояния производственной безопасности на предприятии, уровня и состояния профилактической работы всех основных подразделений пред­приятия, специалистов и работников, связанных с эксплуатацией подъем­ных сооружений.

    Основой технического обслуживания грузоподъемных кранов является система планово-предупредительных ремонтов. Устанавливают­ся следующие виды технического обслуживания: ежесменное, первое тех­ническое, второе техническое, сезонное техническое обслуживание.
Конкретная периодичность различных видов обслуживания опреде­ляется графиками технического обслуживания и ремонта на каждый кран или группу кранов. Ежесменное обслуживание выполняется машинистом крана перед началом, в течение или после рабочей смены, сезонное обслуживание проводится 2 раза в год - весной и осенью.
В процессе эксплуатации грузоподъемные машины должны подвергаться периодическому полному техническому освидетельствованию, которое включает испытание машины и тщательный технический осмотр всех механизмов, электрооборудования, тормозов, канатов и других элементов.

    Срок периодических испытаний грузоподъемных машин, таких, как краны, грузовые электрические тележки, передвигающиеся по рельсовым путям, ручные и электрические тали и лебедки для подъема груза, установлен один раз в три года, а для лебедок, используемых для подъема людей, - один раз в год. Кроме полного технического освидетельствования, грузоподъемные машины не реже одного раза в год должны подвергаться частичному техническому освидетельствованию, при котором испытания не проводятся.

    Статические испытания грузоподъемной машины проводят с целью проверки ее прочности, включая прочность отдельных ее элементов, а для стреловых кранов еще грузовой устойчивости. Динамические испытания проводят с целью проверки механизмов машины и тормозов.

    Пуску крана в работу должно предшествовать его обязательное Полное ТО. Разрешение на пуск в работу крана, подлежащего регист­рации в органах Госгортехнадзора, должно быть получено в следую­щих случаях:

  • перед пуском в работу вновь зарегистрированного крана;
  • после монтажа, вызванного установкой крана на новом месте (кро­ме стреловых и быстромонтируемых башенных кранов);
  • после реконструкции крана;
  • после ремонта с заменой расчетных элементов или узлов металлоконструкций крана с применением сварки;
  • после установки на кране нового ограничителя грузоподъемности.
  • Разрешение на пуск крана в работу после регистрации выдается,
  • как правило, инспектором Госгортехнадзора РФ на основании резуль­татов полного ТО, проведенного владельцем крана. Разрешение на пуск в работу кранов, не подлежащих регистрации в органах Госгортехнад­зора, выдается ответственным по надзору на основании документации предприятия-изготовителя и результатов ТО.

    Грузоподъемные краны, отработавшие нормативный срок службы, должны подвергаться экспертному обследованию и техническому диаг­ностированию, включая полное ТО, выполняемое специализированны­ми экспертными организациями. В случае положительного экспертного заключения и исправления обнаруженных дефектов экспертной органи­зацией выдается разрешение на дальнейшую эксплуатацию такого кра­па на срок от 2 до 5 лет, устанавливаемый экспертом в зависимости от условий эксплуатации крана и режима его работы.

    В соответствии с ПБ 10-382-00 руководители организаций и индиви­дуальные предприниматели владельцы кранов, грузозахватных при­способлений, крановых путей, а также руководители организаций и ин­дивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию грузоподъемных кранов, обязаны обеспечить их содержание в исправном состоянии и безопасные условия работы посредством организации надле­жащего освидетельствования, осмотра, ремонта, надзора и обслуживания. Для этого руководитель должен обеспечить;

  • назначение инженерно-технического работника (ИТР) по надзору
  • за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары;
  • назначение ИТР, ответственного за содержание грузоподъемных
  • кранов в исправном состоянии;
  • назначение лица, ответственного за безопасное производство работ кранами;
  • установление порядка периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов, обеспечивающих содержание кранов, крановых  путей, грузозахватных приспособлений и тары в исправном состоянии;
  • установление требуемого правилами порядка обучения и периодической проверки знаний у персонала, обслуживающего крапы, и также проверки знаний у ответственных специалистов;
  • разработку должностных инструкций для ответственных специали­стов и производственных инструкций для обслуживающего персо­нала, журналов, проектов производства работ, технологический карт, технических условий на погрузку и разгрузку, схем стропов­ки, складирования грузов и других регламентов по безопасной экс­плуатации крапов;
  • обеспечение ответственных специалистов правилами безопасности, должностными инструкциями и руководящими указаниями им безопасной эксплуатации кранов, а обслуживающего персонала производственными инструкциями;
  • выполнение ответственными специалистами правил, должностных инструкций, а обслуживающим персоналом - производственных инструкций.

    Для непосредственного управления ГПМ и их обслуживания владельцем назначаются крановщики (машинисты), их помощники (в случае необходимости), слесари, наладчики приборов безопасности, электромонтеры (для кранов с электроприводом). Для зацепки, обвязки (строповки) и навешивания груза на крюк крана назначаются стропальщики.
Подготовка и аттестация крановщиков и их помощников, стропаль­щиков, слесарей, электромонтеров и наладчиков приборов безопаснос­ти должна проводиться в профессионально-технических учебных заве­дениях, а также на курсах и в технических школах обучения рабочих указанным специальностям, создаваемых в организациях, располагающих базой для теоретического и производственного обучения и имею­щих лицензию органов Госгортехнадзора.

    Участие представителя органов Госгортехнадзора в работе квали­фикационной комиссии при первичной аттестации крановщиков, их по­мощников, наладчиков приборов безопасности и стропальщиков обяза­тельно. Аттестация других рабочих, обслуживающих краны, может проводиться без участия инспектора Госгортехнадзора РФ квалифи­кационной комиссией организации, проводившей обучение.

    Повторная проверка знаний обслуживающего персонала (кранов­щиков, их помощников, слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасности и стропальщиков) квалификационной комиссией должна проводиться:

  • периодически не реже 1 раза в 12 месяцев;
  • при переходе работника на другое место работы;
  • по требованию ИТР по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов или инспектора Госгортехнадзора РФ.

Каталог продукции