2. Общие положения

2.1 Настоящие «Рекомендации» предусматривают использование при строительстве или реконструкции объектов грузовых и грузопассажирских строительных мачтовых подъемников с канатным и реечным приводом в соответствии со специально разработанным для этих целей проектом производства работ (ППР).
Строительные мачтовые подъемники предназначены для подъема груза и (или) людей на рабочие отметки строящихся или реконструируемых зданий и сооружений.
Грузовой подъемник предназначен для подъема на рабочие отметки только грузов. Грузовые подъемники, допускающие выход человека на грузовую платформу, оборудуются устройствами, обеспечивающими безопасность людей при их нахождении на платформе во время погрузки (разгрузки). Возможность выхода людей на платформу должна быть записана в паспорте подъемника.
Грузопассажирский подъемник предназначен как для подъема грузов, так и для подъема рабочих на высотные отметки. Для подъема рабочих на рабочие места при строительстве или реконструкции и ремонте зданий и сооружений высотой 25 м и более применение грузопассажирского подъемника обязательно.

2.2 Настоящие «Рекомендации» устанавливают требования к монтажу и эксплуатации строительных подъемников, используемых при возведении, отделке и ремонте зданий и сооружений.

2.3 Установка строительных подъемников, организация и выполнение строительно-монтажных работ с их применением должны осуществляться в соответствии со специально разработанным для этих целей проектом производства работ (ППР).

2.4 Эксплуатация строительных мачтовых подъемников, подконтрольных Федеральному горному и промышленному надзору России (федеральной службе по технологическому надзору России), должна осуществляться согласно ФЗ №184 от 27.12.02 в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов
Эксплуатация грузоподъемных машин и других средств механизации, подконтрольных органам Госгортехнадзора России, должна производиться с учетом требований нормативных документов, утвержденных этим органом.

2.5 Подъемники, приобретаемые за рубежом, должны соответствовать требованиям ПБ 10-518-02 «Правила устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников» и иметь сертификат соответствия установленного образца в соответствии с Перечнем технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих сертификации (Постановление Правительства Российской Федерации от 11.08.1998 №928 «О перечне технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих сертификации»).

2.6 Каждый подъемник должен быть снабжен следующей эксплуатационной документацией, выполненной на русском языке:
- паспортом (ПС);
- руководством по эксплуатации (РЭ), включающим техническое описание и инструкцию по эксплуатации;
- инструкцией по монтажу.

2.7 Паспорт должен быть составлен в соответствии с приложением 2 ПБ 10-518-02. В паспорт на конкретный подъемник из перечня сведений, содержащихся в форме паспорта, включаются сведения, которые относятся к данному типу подъемника. При необходимости в паспорт могут быть внесены дополнительные сведения, характеризующие специфику конкретного подъемника.

2.8 В паспорте подъемника должны содержаться сведения о допустимом районе установки по ветровой нагрузке, принимаемом в соответствии с установленными государственными стандартами и определяющем скорость ветра нерабочего состояния. В паспорте также должна указываться скорость ветра рабочего состояния, при превышении которой работа подъемника должна быть прекращена.

2.9 Электрооборудование подъемников, предназначенных для работы во взрыво- и пожароопасных средах, должно выполняться во взрыво- и пожароопасном исполнении, что должно быть оговорено в паспорте.

2.10 Руководство по эксплуатации должно быть разработано в соответствии с установленными государственными стандартами и с учетом требований, изложенных в Рекомендациях.
В руководстве, наряду с другими сведениями, должны быть указаны:
- периодичность технического обслуживания и ремонта;
- возможные повреждения металлоконструкций и способы их устранения;
- предельные нормы браковки ответственных деталей;
- способы регулировки тормозов;
- способы регулировки и испытания ловителей;
- перечень быстроизнашивающихся деталей;
- указания по приведению подъемника в безопасное положение в нерабочем состоянии;
- требования безопасности в аварийных ситуациях;
- порядок проведения технического освидетельствования;
- срок службы (ресурс) подъемника.

2.11 Ускорение (замедление) при движении кабины в режиме эксплуатации не должно превышать 4 м/с2.

2.12 Конструкция мачтовых и шахтных подъемников должна обеспечивать монтаж (демонтаж) мачты, шахты и настенных опор с помощью собственных механизмов.

2.13 Прочность и устойчивость подъемника и его составных частей должна быть подтверждена расчетом.

2.14 При комплектовании подъемников из узлов и деталей, изготовленных несколькими организациями, оформление эксплуатационной документации осуществляет организация-изготовитель, комплектующая подъемник. Паспорт подъемника составляется по документам организаций, изготавливающих отдельные узлы. Эти документы необходимо хранить в организации, комплектующей подъемник.

2.15 Все объекты, на которых эксплуатируются грузоподъемные машины, подлежат регистрации в соответствии с «Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371.

2.16 Зона нахождения кабины (противовеса) грузопассажирского подъемника на нижней посадочной площадке со всех сторон должна быть ограждена на высоту не менее 2000 мм. Указанное ограждение для грузового подъемника не требуется.

2.17 Между движущимися и неподвижными элементами подъемника должны выдерживаться следующие расстояния безопасности:
- между порогом кабины (трапа) и порогом пола посадочной площадки - не более 50 мм;
- между кабиной и мачтой - не менее 20 мм;
- между кабиной и противовесом - не менее 50 мм.

2.18 В тех случаях, когда невозможно выдержать предусмотренное настоящими Рекомендациями расстояние между порогом погрузочной площадки и порогом кабины, допускается устройство выхода из кабины на площадку через трап, управление которым должно быть предусмотрено из кабины после ее остановки.

2.19 Открывание двери кабины должно проводиться после приведения трапа в рабочее положение или принудительно вместе с перемещением трапа.

2.20 Закрывание кабины должно производиться до приведения трапа в исходное рабочее положение или принудительно вместе с перемещением трапа.

2.21 С боковых сторон трап должен иметь перила высотой не менее 1000 мм.

2.22 Крыша кабины, на которую возможен выход людей, по периметру должна быть оборудована перилами высотой не менее 1000 мм. Допускается не устанавливать перила на участке, прилегающем к мачте. Расстояние от края крыши до перил - не более 150 мм. Перила должны иметь поручень, сплошную обшивку по низу высотой 100 мм и планку, расположенную на середине высоты перил. Допускается перила выполнять съемными.

2.23 Грузовая платформа должна быть ограждена со всех сторон. Допускается платформу ограждать с трех сторон при условии наличия устройств, предотвращающих возможное смещение груза за габариты платформы. При этом ограждением с одной стороны может служить запирающее устройство входного и выходного проемов. Ограждения в виде перил должны быть выполнены с высотой не менее 1000 мм со сплошной обшивкой по низу на высоту не менее 200 мм. Для платформ, на которые исключен выход людей, высота ограждения может быть уменьшена до 500 мм.

Каталог продукции