Устройства безопасности на грузоподъемных машинах 

Для предупреждения аварий ГПМ снабжают ограждениями, устройствами безопасности и сигнализаторами.
Легкодоступные, находящиеся в движении части ГПМ могут являться причиной несчастного случая, поэтому они должны быть прочно укреп­ленными металлическими съемными ограждениями, допускающими ос­мотр и смазку.
Обязательному ограждению подлежат: 

  • зубчатые, цепные, червячные передачи;
  • валы механизмов ГПМ, расположенных в доступных местах;
  • соединительные муфты, расположенные в местах прохода;
  • барабаны, расположенные вблизи рабочего места крановщика или прохода;
  • ходовые колеса кранов (за исключением ГПМ на железнодорож­ном ходу) и тележек;
  • голые токоведущие части электрооборудования. 

Устройства безопасности ГПМ можно подразделить на устройства, отвечающие за весовые и нагрузочные характеристики, и устройства, отвечающие за передвижение груза, крана, тележки, стрелы.
К первой группе относятся тормоза и остановы, ограничители грузо­подъемности и грузового момента, противоугонные устройства.
Ко вто­рой группе относятся ограничители высоты подъема крюка, ограничи­тели пути, буферные устройства, ограничители подъема стрелы.
Тормоза могут быть подразделены:
а) по назначению - на стопорные (останавливающие механизм) и спус­кные (ограничивающие скорость подъема - опускания в определенных пределах);
б) по конструктивному исполнению рабочих элементов - на коло­дочные, ленточные, дисковые, конусные;
в) по принципу действия - на автоматические (замыкающиеся на отключении двигателя механизма) и управляемые (замыкающиеся пир воздействии на орган управления тормозом). 

В механизмах подъема кранов, как правило, используются колодочные стопорные тормоза.
Остановы используются для удержания груза па весу, простейшим из них являются храповые, роликовые, эксцентриковые. Остановы необходимо устанавливать на быстроходном валу привода, иногда устанавливают на быстроходном валу барабана.
Ограничители грузоподъемности и грузового момента используются  для автоматического отключения механизмов подъема и изменения вылета стрелы в случае подъема груза свыше 1,1Q, а для судовых и плавучих кранов свыше 1,25Q (Q~ грузоподъемность крана при данном вылете стрелы). Ограничители грузоподъемности используют, как правило, на мостовых кранах, ограничители грузового момента - на стреловых.


Схема останова механизма подъема: 1-храповое колесо; 2-барабан; 3-собачка; 4-груз

Конструкции ограничителей разнообразны и различаются:
- по числу параметров, при недопустимом увеличении которых ограничитель срабатывает. Для ограничителей грузоподъемности параметр один - вес, для ограничителей грузового момента - 2-3 па­раметра (вес, вылет и т.п.);
- по способу сравнения фактических параметров с предельными (механические, электрические, электронные). Краны, передвигающиеся по рельсам на открытом воздухе, необходимо оборудовать противоугонными устройствами от ветровой нагрузки. Противоугонные устройства представляют собой: 

  • фиксаторы, соединяющие кран с подкрановым основанием;
  • остановы, удерживающие ходовые колеса или рамы тележек;
  • рельсовые захваты, занимающие головку рельса. 

Привод противоугонных устройств может быть ручным, полуавто­матическим, автоматическим, ими укомплектовывают башенные, портальные, козловые краны и мостовые перегружатели.
Механизмы подъема с электроприводом снабжают концевыми вык­лючателями, автоматически выключающими ток при подходе к крайне­му верхнему (нижнему) положению. Концевой выключатель механизма подъема устанавливают так, что после остановки грузозахватного устройства при подъеме без груза зазор между этим устройством и упором должен быть не менее 200 мм. При одностороннем ограничении хода применяют рычажные или кнопочные конечные выключатели. При достижении грузозахватным устройством крайнего положения происходит. При разрыв цепи управления, отключение электрического тока и замыкай тормоза. Электрическая схема предусматривает пуск только в обратном направлении.

 

 

Кинематическая схема шпиндельного выключателя: 1-винт-шпиндель; 2-гайка; 3-зубчатая передача; 4,5-контакты; б – рукоятка.  

При ограничении хода в обоих направлениях применяют шпиндельный выключатель, в котором передача винт-гайка подбирается так, что бы за время перемещения грузозахватного устройства от крайнего верхнего до крайнего нижнего положения гайка перешла по шпиндели» одного крайнего положения до другого.
На концах рельсовых путей кранов (тележек) устанавливают буферные устройства, которые делают в виде пружин, гидравлических  устройств, резиновых подушек (при малой массе крана).
В стреловых кранах при работе на малых вылетах крюка стрела может занимать положение, близкое к вертикальному. В этом случае под действием отрицательных импульсов она может откинуться назад, что вызовет поломку стрелы и опрокидывание крана в сторону противовеса. Для предотвращения этого применяют ограничители подъема стрелы крана (упоры на стреле и гибкие тяги).

Устройство безопасности на ККЭС-2 

Кран состоит из двух основных узлов: остова I   и консоли 2 (см. рис.1).
Остов представляет собой сварную металлоконструкцию из трубы, установленной на основании из листа. Труба и основание связаны между собой рёбрами жёсткости. В верхней части остова имеется фланец для закрепления на нем консоли. Консоль (см.рис.2) состоит из стойки 1, на которой в подшипниках установлен корпус 2. В верхней части стойки корпус2 опирается на конические подшипники 3. 4, которые установлены в корпусе 5 и закреплены от осевого смещения гайкой 6.В нижней части стойки 1 корпус 2 опирается на радиальный подшипник 8. На верхнем конце стойки 1 на шпонке закреплен тормозной барабан 7.
Корпус 2 сварной конструкции, состоит из горизонтальной двутавровой балки и вертикальной трубы, с помощью, которой корпус установлен на стойке 1 в подшипниках и имеет возможность поворачиваться в горизонтальной плоскости. В нижней части трубы имеется фланец для крепления на фланце остова с помощью болтового соединения. Двутавровая балка в верхней части имеет усилении в зависимости от грузоподъемности и вылета консоли — с помощью листа, или с помощью швеллеров и листа. 
Для торможения при окончании поворота консоли служит тормоз, включающий тормозной барабан 7, тормозные колодки 10, закрепленные на рычагах 9.
Рычаги 9 установлены на осях ] I и стянуты между собой двумя пружинами ] 2, каждая их которых имеет рабочее усилие 30 кг. Растормаживание тормоза производится ручкой 13 закрепленной на канате 14, который, в свою очередь, закреплен на вилке 15, связанной шарнирно с рычагами 9 с помощью планок 16. Для обеспечения растормаживания служит эксцентрик 17, который установлен на конце двутавровой балки на оси 18 в кронштейне 19. Канат закреплен на эксцентрике с помощью сухарей 20.
В исходном положении эксцентрик 17 должен быть в верхнем положении, а канат должен быть натянут и надежно закреплен на эксцентрике. Натяжение каната регулируется гайками 23. Для растормаживания достаточно переместить ручку 13 вниз на 50...60мм с усилением 4...5 кг. Для регулирования усиления торможения, оси 11 выполнены в виде эксцентриков.
На двутавре установлена таль электрическая 15 (см. рис.1), ограничители её хода  и кронштейны 21 (см. рис.2) с тягой 22 в виде круглого стержня, по которому на кольцах с хомутами перемещается электрический кабель питания электротали. Кран устанавливается на фундаменте, внутри которого залит стальной каркас.

 Устройство безопасности крана мостового опорного

Кран состоит из следующих составных частей: балки главной (мост), балки концевой (катковая балка), электротали и электрооборудования. 
Концевые балки крепятся к главной болтами и привариваются подкосы в соответствии с монтажным чертежом.
На пролетную (несущую) балку крана подвешивается электрическая таль по ГОСТ 222584-77. Питание электротали осуществляется гибким токопроводом.
Кран оборудован: 

  • Ограничителем механизма передвижения.
  • Ограничитель механизма подъема груза
  • Ограничитель грузоподъемности
  • Изоляция токопровода

Важно:
1) Для экономии средств и времени необходимо уметь правильно подобрать ГПМ
2) К работе на ГПМ допускаются только специалисты.
3) Необходимо вовремя заменять важные составные части, отработавшие свой срок.
4) После любой поломки, монтажа необходимо техническое освидетельствование.

Устройство и эксплуатация должны соответствовать действующим «Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов». До пуска в работу краны подлежат регистрации в местных органах Госгорохрантруда, за исключением кранов с ручным приводом, кранов мостового типа грузоподъемностью до 1 т., а также башенных и стрелочных кранов грузоподъемностью до 1 т. включительно.
Перерегистрации подлежат краны в следующих случаях:

  • при реконструкции – изменении привода, переоборудовании крючковых кранов в грейферные или магнитные, увеличении пролета, удлинении стрелы, усиления крана с целью повышения грузоподъемности и др.
  • при передаче крана.

Снятие крана с регистрации производиться по письменному заявлению владельца в следующих случаях:

  • при списании как пришедшего в негодность;
  • при передаче с баланса на баланс другому предприятию 

Каталог продукции