Производство | Монтаж | Обслуживание РФ и СНГ +7 (391) 986-05-06 info@24-kran.ru Отправить заявку
Грузоподъемные машины при неправильной эксплуатации или вследствие упущений, допущенных в процессе изготовления, могут представлять опасность для обслуживающего персонала и для лиц, находящихся в зоне их действия, поэтому в целях обеспечения безопасности разработка, изготовление и эксплуатация грузоподъемных машин строго регламентирована правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. Эти правила распространяются на краны всех типов, грузовые тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления, ручные и электрические тали, лебедки, предназначенные для подъема груза и людей, сменные грузозахватные органы (крюк, грейфер, грузоподъемный электромагнит и т. п.) и приспособления (стропы, клещи, траверсы и т.п.), тару.
Грузоподъемными машинами требует современного и качественного контроля за соблюдением действующих норм и правил по технике безопасности. В этих нормах и правилах, а также в инструкциях Госгортехнадзора изложены требования, подлежащие выполнению в процессе проектирования и эксплуатации грузоподъемных машин.
Проектирование, изготовление и эксплуатация грузоподъемных кранов подконтрольны Госгортехнадзору РФ и должны соответствои.111 «Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» (ПБ 10 - 382-00), которые распространяются на:
Основой безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов являются систематические обследования (проверки) состояния промышленном безопасности при эксплуатации подъемных сооружений. Обследованию подвергается в целом все предприятие или отдельные его участки (цехи), при этом каждое подъемное сооружение, кроме кранов мостового типа и лифтов, должно быть осмотрено не реже 1 раза в 3 года.
Государственному надзору в обязательном порядке подлежат регистрируемые подъемные сооружения. При наличии на предприятии надлежащего надзора за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов осмотр кранов мостового типа может проводится в выборочном порядок, однако каждый кран должен быть осмотрен не реже 1 раза в 5 лет.
Практикой государственной надзорной деятельности предусматривается 3 вида обследования: оперативное, целевое и комплексное.
Оперативное обследование является основной формой контрольно-практической работы инспектора Госгортехнадзора РФ. Непосредственно на рабочих местах инспектор обязан выборочно поверять знание обслуживающим персоналом инструкций, выявить имеющиеся нарушения правил и выдать соответствующие предписания об их устранении. В случаях нарушений инструкций и правил, которые могут привести к Париям или несчастным случаям, эксплуатация подъемных сооружений должна быть запрещена. Разрешение на возобновление работ выдается инспектором только после устранения нарушений, которые явились причиной запрещения работ.
Целевое обследование проводится для углубленного изучения отдельных вопросов безопасности, включая техническую документацию. Наряду с проверкой технического состояния подъемных сооружений проверяется работа подразделений и служб предприятия, принимаются меры к устранению нарушений норм и правил производственной безопасности. Комплексное обследование предусматривает детальную проверку состояния производственной безопасности на предприятии, уровня и состояния профилактической работы всех основных подразделений предприятия, специалистов и работников, связанных с эксплуатацией подъемных сооружений.
Основой технического обслуживания грузоподъемных кранов является система планово-предупредительных ремонтов. Устанавливаются следующие виды технического обслуживания: ежесменное, первое техническое, второе техническое, сезонное техническое обслуживание.
Конкретная периодичность различных видов обслуживания определяется графиками технического обслуживания и ремонта на каждый кран или группу кранов. Ежесменное обслуживание выполняется машинистом крана перед началом, в течение или после рабочей смены, сезонное обслуживание проводится 2 раза в год - весной и осенью.
В процессе эксплуатации грузоподъемные машины должны подвергаться периодическому полному техническому освидетельствованию, которое включает испытание машины и тщательный технический осмотр всех механизмов, электрооборудования, тормозов, канатов и других элементов.
Срок периодических испытаний грузоподъемных машин, таких, как краны, грузовые электрические тележки, передвигающиеся по рельсовым путям, ручные и электрические тали и лебедки для подъема груза, установлен один раз в три года, а для лебедок, используемых для подъема людей, - один раз в год. Кроме полного технического освидетельствования, грузоподъемные машины не реже одного раза в год должны подвергаться частичному техническому освидетельствованию, при котором испытания не проводятся.
Статические испытания грузоподъемной машины проводят с целью проверки ее прочности, включая прочность отдельных ее элементов, а для стреловых кранов еще грузовой устойчивости. Динамические испытания проводят с целью проверки механизмов машины и тормозов.
Пуску крана в работу должно предшествовать его обязательное Полное ТО. Разрешение на пуск в работу крана, подлежащего регистрации в органах Госгортехнадзора, должно быть получено в следующих случаях:
Грузоподъемные краны, отработавшие нормативный срок службы, должны подвергаться экспертному обследованию и техническому диагностированию, включая полное ТО, выполняемое специализированными экспертными организациями. В случае положительного экспертного заключения и исправления обнаруженных дефектов экспертной организацией выдается разрешение на дальнейшую эксплуатацию такого крапа на срок от 2 до 5 лет, устанавливаемый экспертом в зависимости от условий эксплуатации крана и режима его работы.
В соответствии с ПБ 10-382-00 руководители организаций и индивидуальные предприниматели владельцы кранов, грузозахватных приспособлений, крановых путей, а также руководители организаций и индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию грузоподъемных кранов, обязаны обеспечить их содержание в исправном состоянии и безопасные условия работы посредством организации надлежащего освидетельствования, осмотра, ремонта, надзора и обслуживания. Для этого руководитель должен обеспечить;
Для непосредственного управления ГПМ и их обслуживания владельцем назначаются крановщики (машинисты), их помощники (в случае необходимости), слесари, наладчики приборов безопасности, электромонтеры (для кранов с электроприводом). Для зацепки, обвязки (строповки) и навешивания груза на крюк крана назначаются стропальщики.
Подготовка и аттестация крановщиков и их помощников, стропальщиков, слесарей, электромонтеров и наладчиков приборов безопасности должна проводиться в профессионально-технических учебных заведениях, а также на курсах и в технических школах обучения рабочих указанным специальностям, создаваемых в организациях, располагающих базой для теоретического и производственного обучения и имеющих лицензию органов Госгортехнадзора.
Участие представителя органов Госгортехнадзора в работе квалификационной комиссии при первичной аттестации крановщиков, их помощников, наладчиков приборов безопасности и стропальщиков обязательно. Аттестация других рабочих, обслуживающих краны, может проводиться без участия инспектора Госгортехнадзора РФ квалификационной комиссией организации, проводившей обучение.
Повторная проверка знаний обслуживающего персонала (крановщиков, их помощников, слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасности и стропальщиков) квалификационной комиссией должна проводиться: