Производство | Монтаж | Обслуживание РФ и СНГ +7 (391) 986-05-06 info@24-kran.ru Отправить заявку
Большое влияние на долговечность и надежность рабочих деталей мостовых кранов, на КПД механизмов и, в конечном итоге, на стоимость эксплуатации оказывают выбор и режим смазки, которая кроме уменьшения трения предохраняет от попадания на сопряженные поверхности абразивных пылевидных частиц, уплотняет зазоры, отводит тепло от трущихся поверхностей, предохраняет от коррозии.
В табл.3 и 4 приведены, сведения по смазочным материалам, используемым для смазки узлов и деталей кранов. Из систем смазки наиболее прогрессивной является централизованная (рис. 5, а),однако в ряде случаев (например, для подшипников крюковой подвески) целесообразно применение ручной индивидуальной смазки. Такая система включает ручную станцию для нагнетания смазки, магистральные трубопроводы, питатели и трубопроводы подвода к точкам смазки.
Таблица № 3
Условное обозначение |
Наименование (марка)масла или смазки |
ГОСТ, ТУ |
Условное обозначе |
Наименование (марка)масла или смазки |
ГОСТ, ТУ |
1 |
Солидол С |
4366-76 |
11 |
Моторное М-6В1 |
17479-72 |
2 |
Прессолидол С |
4366-76 |
12 |
Моторное М-10А |
17479-72 |
3 |
1-13 жировая |
1631-61 |
13 |
Индустриальное И-40А |
20799-75 |
4 |
ЦИАТИМ- 201 |
6267-74 |
14 |
Моторное М-16Б2 |
17479-72 |
5 |
Индустриальная ИП 1-Л |
3257-74 |
15 |
Моторное М-20Б2 |
17479-72 |
6 |
Индустриальная ИП-1-З |
3257-74 |
16 |
Моторное М-6Б1 |
17479-72 |
7 |
Канатная 39у |
5570-69 |
17 |
Трансмиссионное северное ТС-10-ОТП |
ТУ 38-1-149-68 |
8 |
Графитна УСс-А |
3333-55 |
18 |
Цилиндровое 52 |
6411-76 |
9 |
Веретенное АУ |
1642-75 |
19 |
ПГ-271А |
ВТУ НП-166-64 |
10 |
Для холодильных машин ХФ-12-16 |
5546-66 |
20 |
ПМС-20 |
МРТУ 6-230-61 |
Таблица №4
Узел (деталь) |
Смазка (условное обозначение по табл.3) при температуре применения в °С |
|||
-40+8 |
-20+10 |
-50+30 |
20+50 |
|
Подшипники качения: |
||||
канатных блоков при индивидуальной смазке |
4 |
2 |
1 |
3 |
других узлов и электродвигателей |
2 |
2 |
2 |
3 |
Шарниры на подшипниках скольжения |
2 |
1 |
1 |
1 |
Рельсы |
8 |
8 |
8 |
8 |
Зубчатые муфты |
11 |
17 |
15 |
18 |
Зубчатые передачи: |
||||
открытые |
16 |
16 |
8 |
8 |
редукторы со смазкой разбрызгиванием |
10 |
11 |
12 |
14 |
редукторы со смазкой от внутреннего плунжерного насоса |
9 |
11 |
12 |
14 |
Электрогидравлические толкатели (заполнение): |
||||
одноштоковые . |
19 |
20 |
20 |
20 |
двухштоковые |
19 |
9 |
9 |
9 |
Узлы, обслуживаемые централизованными станциям |
6 |
6 |
5 |
5 |
Стальные канаты |
13 |
7 |
7 |
7 |
Гидравлические системы (заполнение) |
21 |
9 |
9 |
9 |
На кране монтируют две или три такие установки. Одна из них используется для обслуживания механизмов тележки, а одна или две другие — для обслуживания механизмов передвижения моста.
На кранах применяют станции смазки двух типов — СРГ-8 и СРГ-12Е, которые соответственно при объеме 3,5 и 3,0 л и давлении 70 и 100 кгс/см2 обеспечивают подачу за цикл 8 и 12 см3 смазки. Схема станции ручной смазки изображена на (рис. 5, б).
Рис. 10.5. Система централизованной смазки (А и Б — положения при подаче смазки соответственно по магистралям Ιи ΙΙ): а — схема смазки; б — схема ручной станции смазки; в — схема работы питателя; 1— станция; 2 — рукоять; 3 — шток; 4 — золотник; 5 — манометр; в — магистральный трубопровод; 7 — питатель; 3 — трубопровод; 9 — заправочный клапан; 10 — фильтр; 11, 12 — обводные каналы; 13 — обратный клапан; 14 — возвратный канал; 15 — шток-указатель; 16, 17 — места подсоединения магистралей Ι и ΙΙ; 8 — золотник; 19 — поршень; 20 — место подсоединения трубопровода
Двухмагистральные дозирующие и регулируемые питатели типа ПД служат для подвода к узлам определенной порции смазки и работают автоматически (рис. 5, в).К каждому из них можно присоединить до четырех точек смазки; для уменьшения сопротивления в трубопроводах питатели устанавливают как можно ближе к этим точкам.
Трубопроводы системы смазки выполняются из стальных бесшовных труб, соединяемых между собой при помощи муфт и тройников. Подвод смазки к подвижным смазочным точкам осуществляется гибкими резиновыми рукавами высокого давления с металлической оплеткой. На (рис.6) изображены схемы централизованной смазки механизмов тележки и механизмов передвижения моста.
Рис. 6. Схема централизованной смазки: а— тележки; б — колес моста; 1— ручная станция; 2 — питатель; 3 — трубопровод
Смазка играет важную роль в повышении долговечности стальных канатов. Заводская (наносимая в процессе изготовления канатов) и эксплуатационная смазки предупреждают износ не только канатов, но блоков и барабанов и препятствуют образованию высокоабразивной коррозии на этих деталях и проволоках каната. Смазка улучшает условия скольжения, что, в свою очередь, снижает напряжения в канате.
Органический сердечник нового каната содержит 12—15% смазки, с течением времени она окисляется и выдавливается, в результате чего, при отсутствии ее своевременного восстановления, содержание смазки в сердечнике снижается примерно до 2,5%. В регулярно смазываемых канатах, сердечники которых имели около 15% смазки, она постоянно поддерживается на уровне примерно 12%.
Значительную роль смазка играет при работе пары ходовое колесо—рельс, когда до 90% колес заменяются по причине износа и развальцовки реборд и до 70% крановых рельсов — вследствие износа боковых граней. В зоне контакта колеса и рельса существует комбинированное трение качения и трение скольжения. Первое возникает при высоких циклически изменяющихся контактных напряжениях во время качения колеса, а второе — при его постоянном и поперечном скольжении. В этих условиях смазка реборд колеса и рельса является не только средством снижения трения, но и предпосылкой для уменьшения их износа.
Система для смазки боковых поверхностей рельсов показана на рис. 10.7, а. Она включает насос, приводимый в движение через эксцентрик, и шатун от вала механизма передвижения, резервуар, трубопроводы и смазывающие ролики. Последние устанавливаются по обе стороны головки рельса и прижимаются к ней пружинами.
Рис.7 Устройства для смазки рельсов: а- жидкой смазкой; б- твердой смазкой.
Ролики изготавливают из синтетического материала. С их помощью на поверхности головки наносится тонкий слой смазки, расход которой на каждую пару роликов составляет около 8 г за 1 ч работы крана. Насос этой же системы может быть использован и для смазки подшипников ходовых колес.
Износ крановых ходовых колес снижается в 1,6 раза износ рельсов и в 1,3 раза износ реборд при использовании твердого смазочного материала, содержащего 83—84% дисульфида молибдена, 12—13% эпоксидной смолы и 4—5% малеинового ангидрида. В одном из устройств, для его нанесения на реборды колес, применяются два круглых диаметром 20—25 мм брикета из смазочного материала, которые размещаются в трубках, закрепленных на кронштейне. Последний расположен в диаметральной плоскости колеса и установлен на торце концевой балки. Внутри трубок размещены пружины, которые с усилием 7—10 кгс постоянно поджимают брикеты к внутренней стороне реборд.
Другое устройство такого же назначения (патент США № 3896903) обеспечивает постоянную подачу смазки на реборды 1 колеса (рис.7, б).Оно закрепляется на торце 7 концевой балки. На стойках 4установлены пружины 5,концы которых воздействуют на торцовые пластины брикетов 8,выполненных в виде спиралей. Желоб на нижней стороне брикета взаимодействует с соответствующей направляющей 3,прикрепленной на кронштейне 2к стойке, а его нижний конец проходит через окно в рамке 9.При закладке смазки головку 6поворачивают, заводя пружину 5.Во время работы устройства брикет под действием пружины перемещается по направляющей и постоянно поджимается к внутренней стороне реборды.